/articles/useful/prirodny-kamen-spb/

Природный камень в архитектурном облике Петербурга

Природный камень для архитектуры и строительных проектов Санкт-Петербурга (разные естественные камни: известняки, включая травертин, песчаники, мрамор, кварциты, гранит и т.п.) стал популярным материалом для различных архитектурных проектов, создания монументов, устоев мостов, парковой и городской скульптуры, фонтанов, верстовых столбов, оград, крупных монументов и др.


С начала 18-го столетия главным конкурентом дерева стал плитчатый известняк с травертином (его разновидность, пудостский камень), который добывается в карьерах Путиловской горы (там, где р. Волхов впадает в Ладожское озеро), также каменоломен на р. Ижора, Тосна, Волхов, около Гатчины. Облицовка известняком производилась для цоколей, ступени лестниц вырезались практически для каждого здания начала 18-го столетия, позже начала использоваться для тротуаров и полов. В период XVIII-XIX веков травертин использовался для выпиливания колонн и облицовки стен сооружений. С середины 18-го столетия началось освоение месторождений декоративных мраморов, находящихся возле селений Рускеала, Тивдия, Йоэнсу (Карелия).


Использование бледно-розового мрамора из Тивдия (добыча с 1768-го г., недалеко в 1809-м году был организован распиловочный завод) предусмотрено для частичной облицовки стен Инженерного замка, Мраморного дворца, интерьеров Казанского, Исаакиевского соборов, Мариинского дворца и т.п. Первые блоки мрамора серого и серо-белого цветов в 1766-м году были отправлены в Петербург (1767-м годом датирована закладка мраморных карьеров возле Рускеалы, открывается распиловочная мельница). В этот период он активно использовался для облицовки многих зданий в Петербурге (в частности, Кушелева - Безбородко дом). С конца 19-го века мрамор из этого карьера, также соседних пластов и линз, стал использоваться для получения мраморной крошки, извести и отчасти облицовочного материала другого состава, рисунка и цвета (для стен и пилонов в подземном зале ст. метрополитена «Приморская»). Ювенский мрамор является довольно редким, добывался в селе Йоэнсу, использовался для колонн особняков и дворцов (Абамелек-Лазарева дома и т.п.). Сегодня он не применяется. С первой трети 18-го столетия разрабатывались финские и карельские граниты.


С 1730-х годов ведется добыча камня на северо-западном побережье Ладожского озера – возле сел Тиурула, Якиима, Куореярви, однако не нашел своего широкого распространения, поскольку не было достаточных навыков для качественной обработки материала. С 1740-х годов появляется завод в Петербурге «сердо-больского» гранита, добыча которого велась в окрестностях Серодоболя (сейчас Сортавала), и в разных регионах на западном берегу Ладожского о-ра. Изначально он применялся при кладке фундаментов, но уже с 1760-х годов становится популярным для больших монументов, колонн (колонны портика Николаевского дворца) устоев мостов, скульптуры (к примеру, атланты на портике Нового Эрмитажа, скульптор – Теребенёв А.И.), разнообразных архитектурных деталей (для оформления Невских ворот Петропавловской крепости, некоторых фонтанов и т.п.). С побережья Финского залива в 1770-м году доставили гигантскую глыбу граниту «гром-камень», масса её составляла порядка 1600 т. Использовалась она для постамента памятника Петру I.


С 1784- поступают красные граниты, добываемые в разработках Валаамского монастыря на Путсаари (Путсало) возле северо-западного побережья Ладожского озера. Изначально использовались его крупные блоки при кладке фундаментов, потом он стал популярен при облицовке (к примеру, пьедестал памятника Екатерине II на п-ди Островского). С последнего десятилетия начал использоваться «рапакиви» («гнилой», «крошащийся») – другой вид красного гранита, добывавшегося в разработках Питерлакского месторождения возле г. Фридрихстам (сейчас Хамина, Финляндия) на побережье финского залива. Особую популярность «рапакиви» нашел во время строительства 19-го столетия – с его использованием велось строительство колонн Казанского собора, стилобатов, колонн, ступеней Исаакиевского собора, Александровской колонны, постаментов основной части монументов и памятников, его плиты использовались для покрытия тротуаров, облицовки разных набережных. Также для этих задач в 19-м столетии было распространено использование другого красного гранита, добывавшегося в разработках на о-ве Сюскюянсари (о-в св. Германа) возле северного побережья Ладожского о-ра (использовался для монолитного пьедестала Александру III возле Московского вокзала; до наших дней не сохранился).


С конца 18-го столетия у села Шокша, в Прионежье, велась добыча малиново-красного кварцито-песчаника (шокшинского кварцита, шокшинского порфира, либо шохана). Стало единственным месторождением данного камня, который не был обнаружен в крупных блоках, поэтому он крайне дорог, использование его было предусмотрено в малых количествах и только в редких случаях (к примеру, для фриза парадного фасада Инженерного зала, верхней части пьедестала памятника Николаю I). Столь же уникальный – карельский шунгитовый сланец черного цвета (аспидный сланец), который был обнаружен в единственном разрабатывающемся месторождении в северном Прионежье, возле Нигозера. Он использовался для изготовления плит для наличников, подоконников, плинтусов для богатых особняков и дворцов.


С конца 18-го столетия распространенным становится использование мраморизованного известняка из-под Ревеля (сейчас Таллинн), также из окрестностей хуторов Эзель (о-в Эзель, сейчас Сааремаа) и Васалема (эзельский, ревельский и васалемский известняки), с середины 19-го века около Ревеля из разработок мыса Кирна (кирновский камень). С места разработки везли камень посуху к Ревельскому порту, потом на судах материал доставлялся до Петербурга по Балтийскому морю. Прибалтийские известняки белого или светло-серого цвета, содержали сиреневые пятна, либо розовые плитчатые камни. Кирновский камень использовался для высечки колонн, капителей, ваз на фасаде и цоколе портика Нового Эрмитажа. Васалемский камень вбыл выбран для сложных архитектурных элементов на фасаде здания москательной фирмы «Штоль и Шмит» (по ул. Гоголя, 11), многих архитектурных деталей, балюстрад, ступеней лестниц, тротуарных плит.


Со второй половины 19-го столетия, когда начинается развитие железной дороги, активно используется привозной камень, который в основном легко обрабатывается и имеет привлекательные декоративные свойства песчаника, из других стран, из Германии в основном. В архитектурном образе Петербурга с 1850-х годов появляется светло-серый бременский песчаник (на юг от Бремена, в 100 мм.), использовавшийся для вытесывания скульптур, колонн, декоративных элементов.


В строительстве Петербурга практически одновременно начинается распространение желтого, красного, зеленого песчаника. Добывались которые во всем Шварцвальде, в долинах рек Альб, Неккар, Кинциг (для отделки здания Русского торгово-промышленного банка). В конце 1880-х годов ведется поставка для Петербурга красных, серых или желтовато-серых радомских (куновских, шидловецких) песчаников из Польши (использовались для облицовки верхней части в бывшем Частном коммерческом банке, 1910-й год, по проекту архитектора В.П. Цейдлера, также для внешнего оформления Дома Первого Российского страхового общества).


С конца XIX до начала XX столетия строительные и декоративные камни были дополнены серыми и розовыми гранитами из Финляндии (из-под г. Ништадт, с мыса Гангут, или Ханко), также с территории Швеции, из 2-х месторождений, находящихся на Карельском перешейке – из Коватсари (сейчас станций Возрождение) и возле села Антре (сейчас г. Каменногорск). Также встречалось их использование для банковских зданий, доходных домов и гостиниц. Среди редких пород облицовочного камня в архитектурном облике города начала 20-го столетия отметить можно красивые гранатовые (альмандиновые) гнейсы, которые добывались на островах возле западного берега Ладоги (выбраны были для облицовки Маркова дома).


В СССР началось использование розовых и красных гранитов, добыча которых велась на вновь открытых месторождениях с восточного берега Онежского о-ра (для облицовки административных зданий на ул. Типанова и Литейном проспекте), розовых и серых гранитов из старых месторождений «Возрождение» и «Каменногорское» (постамент и стела на пл. Восстания возле Московского вокзала), путиловского плитчатого известняка (пудостского камня), более распространенным стал сааремааский доломит с о-ва Сааремаа, который приобрел популярность благодаря простоте обработки и дешевизне (для стен Театра юных зрителей, хлебозавода Куйбышевского района, Большого концертного зала «Октябрьский» и т.п.).



Назад в раздел

Была ли данная информация для Вас полезна?


Комментарии

Вы должны быть зарегестрированы на сайте, чтобы оставлять комментарии




Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.